| ||||||
|
| |||||
Проекты и исследовательские работыЧто такое учебное исследование? Это грамотный подход к выбору актуальной проблемы, выдвижение гипотезы, определение наиболее оптимальных путей решения данной проблемы (т.е. подбор методов, а затем и использование методик), анализ полученных результатов и формулирование выводов. Согласитесь, что наиболее полно и качественно данный процесс можно осуществить в ходе внеурочной проектной и исследовательской деятельности, которые имеют множество точек соприкосновения, хотя и не являются полностью идентичными друг другу. Подобный вид деятельности не только позволяет сформировать целый ряд компетенций (коммуникативную, исследовательскую, по областям наук и т.д.), но и активизирует познавательную активность обучающихся, мотивируя их к образовательному процессу. В данном вопросе пример должен показать учитель, продемонстрировав таким образом свою компетентность, заинтересованность, способность увлечь школьников удивительным миром науки. Предлагаем Вашему вниманию ряд лучших исследовательских работ и проектов.
Педагогические
"Мичуринские яблоки: из века в век", проект - победитель Всероссийского конкурса VCT-проектов, 2009 г. Мичуринск – наукоград садоводства Российской Федерации, в связи с этим, творческая группа под руководством О.В. Ушаковой решила посвятить свою работу изучению деятельности И. В. Мичурина по выведению сортов яблонь, районированных в Центрально–Черноземной зоне, их значению в современном садоводстве и характеристике некоторых качеств. Данный проект предполагает сочетание дифференцированной групповой и индивидуальной работы, основанной на результатах изучения личностных характеристик и возрастных особенностей школьников: анализ методической и научной литературы; отбор наиболее приемлемых методов химического анализа и постановка эксперимента; оценка полученных результатов; интервью; наблюдение; статистическая обработка данных. Проект реализовывался в два этапа: сентябрь 2006 г. – май 2007 г.; сентябрь 2007 г. – февраль 2009 г. Такой периодизм был обусловлен внутренней (самими участниками) и внешней (обучающимися и учителями школы) оценкой результатов первого этапа и рекомендациями к дальнейшему дополнению и расширению материала. Результаты проекта были предложены к рассмотрению научно исследовательских институтов плодоводства города (ВНИИС им И. В. Мичурина; ВНИИГиС им. И. В. Мичурина) и плодоводческих хозяйств Мичуринского района.
Ученические
Вопросом содержания аскорбиновой кислоты в плодах яблони Ушаков Александр заинтересовался еще в 2006 году, когда знакомился с работами И. В. Мичурина и подробно изучал химический состав плодов разных сортов яблони селекции ученого. Свою работу он выполнял в течении двух лет, внося постепенно вклад в общую копилку исследовательского проекта. Его работа включает в себя не только подробный анализ имеющейся литературы по данному вопросу, но и исследовательский материал по сортам, ранее не изученным авторами. Ценность данной работы заключается в том, что Александр исследовал содержание аскорбиновой кислоты в группе наиболее распространенных сортов, схожих по срокам созревания и районированных на территории Мичуринского района. О промежуточных результатах своей работы ученик докладывал на студенческой конференции Мичуринского государственно педагогического института и научном заседании в Центре работы с одаренными детьми при УМиИЦ г. Мичуринска. Диплом победителя (3 место по секции химии) Всеросийского конкурса научных работ школьников "Юниор", проходившег в рамках международного смотра научного и инженерного смотра школьников (International Science and Engineering Fair,ISEF), Москва, 2009 г. Диплом победителя XIII региональной научно-практической конференци обучающихся "Грани творчества" (2009 г.) Диплом победителя областной конференции школьников "Первые шаги в науку" (секция естественных наук), 2009 г. Диплом лауреата II степени Всероссийского заочного конкурса иследовательских работ обучающихся "Юностью. Наука. Культура", 2009 г.
На территории Тамбовской области насчитывается более тысячи малых рек, качество воды в которых вызывает все большую тревогу. Из существующих методов определения степени загрязнения водоемов, мы выделили биоиндикацию, и сделали акцент на Кувшинке белой, которая может служить биологическим индикатором качества воды в водоеме, так как чувствительна к изменению «экологического фона». Исследования проводились в течение июня – августа 2006 и 2007 года с трехкратным повтором проб на четырех участках р. Лесной Воронеж на территории Мичуринского района Тамбовской области, выбор которых был основан на приблизительно одинаковых показателях средней глубины, скорости течения, ширины реки и песчаного грунта реки. В ходе работы обучающимися были освоины органолептические, химические методы экологического анализа качества воды. Мы сочли необходимым провести повторный эксперимент через год с целью убедиться в правильности своих выводов или опровергнуть их. Особенно ценным делает работу ее практическая направленность. Диплом победителя областного этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ им. В.И. Вернадского "Я и Земля", 2008 г. Диплом лауреата II степени Всероссийского научно-практической окнференции школьников "Юность. Наука. Культура - Север", 2008 г.
Изучение уровня радиоактивного облучения и его возможного воздействия на коллектив МОУ СОШ № 2 г. Мичуринска Тамбовской области Вопрос состояния радиационного фона пришкольной территории и в целом города Мичуринска заинтересовал Щукину Анну в 2006 году в связи с 20 – летием аварии на Чернобыльской АЭС. Немалая доля интереса к изучаемому вопросу родилась в связи с участившимися случаями заболеваний лейкемией обучающихся нашей школы. Таким образом было решено включить в работу не только подробный анализ имеющейся литературы по данному вопросу, но и исследовательский материал по изучению радиационного фона и дозы получаемой радиации участниками образовательного процесса МОУ СОШ № 2. В течение двух лет обучающаяся переработала научную и методическую литературу, провела анализ теоретического материала по данной теме, рассмотрела и сопоставила имеющиеся в литературе данные и пришла к выводу о необходимости использования анкетирования и анализа радиационно – гигиенических паспортов г. Мичуринска. Ценность данной работы заключается в том, что Анна исследовала радиационный фон и уровень получаемой радиации на конкретной узкой территории, ранее не изученной. Диплом I степени областной научно-практиечской конференции обучающихся "Путь в науку", 2008 г. Диплом победителя I областной конференци обучающихся педклассов "Педгогический Олимп", 2008 г.
Изучение пойменного озера в окрестностях детского оздоровительного лагеря "Круглинские рассветы" как модели по восстановлению озер Тамбовской области Водоем, расположенный в окрестностях лагеря «Круглинские рассветы» - старица р. Лесной Воронеж - представляет собой модель озер Тамбовской области с ярко выраженными процессами эвтрофикации. Цель работы - проведение экологической экспертизы на основе мониторинговых исследований водоема как модели озерных экосистем Тамбовской области. Исследования проводились с 2005 по 2009 гг., в ходе чего были изучены рельеф дна, размеры озера, изменение объема илистых отложений, содержание в воде некоторых ионов; был проведен мониторинг видового состава низших и высших водных растений, водных беспозвоночных и позвоночных животных. Теоретическая значимость данной работы определяется тем фактом, что данное озеро имеет огромное значение, как важнейший рекреационный компонент ООЛ «Круглинские рассветы», место купания и отдыха детей, и являет собой модель всех эвтрофицированных озер Тамбовской области, которые вследствие своей малочисленности и небольшой общей площади подлежат особому вниманию и сохранению. Практическая значимость работы определена рядом мер, предложенных автором по восстановлению водных объектов озерного типа. Диплом лауреата I степени Всеросийского заочного конкурса исследовательских работ обучающихся "Юность. Нука. Культура", 2009 г. Диплом финалиста Всероссийского конкурса водных проектов обучающихся, Москва, 2009 г. Диплом победителя областной конференции школьников "Первые шаги в науку" (секция естественных наук), 2009 г. Диплом Лауреата II степени областного этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ им. В.И. Вернадского "Я и Земля", 2010 г. | ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |