Педагогическая династия Ушаковых - Лозовик - Красницких

Методические разработки уроков химии в системе формирования исследовательской компетенции обучающихся

        Сегодня мы говорим о формировании метапредметных умений и навыков, которые являются результатом образовательной формы, выстраиваемой поверх традиционных предметных знаний, умений и навыков, в основе которой лежит мыслительнодеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления.

Примером метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция. На наш взгляд, она представляет собой совокупность знаний в определенной области, умения видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования; способность применять эти знания и умения в конкретной деятельности.

На мой взгляд, для учителя химии, науки, подразумевающей постоянный поиск истины через исследование, моделирование, постановку проблем и их решение, формирование исследовательской компетенции у обучающихся является основополагающей задачей.

Мне видится решение данной задачи в системном использовании исследовательской, проектной, информационно-коммуникационной, дидактической многомерной технологий в образовательном процессе.

 

Урок - исследование "Среда водных растворов" (8 класс)

Цель урока - формирование исследовательской компетенции, исследовательского типа мышления обучающихся при изучении типа сред водных растворов и методов их качественно анализа.

Форма: урок – исследование. Данная форма позволяет моделировать все этапы химического исследования при изучении конкретной темы.
Урок основан на активных методах обучения, реализующихся в рамках исследовательской технологии.
На подготовительном этапе класс делится на 5 равноценных групп (по 4-5 воспитанников) для удобства проведения экспериментов.
На данном уроке гармонично сочетаются проблемный метод и химический эксперимент, служащий средством доказательства или опровержения выдвинутых гипотез.
Ведущая форма деятельности на уроке – самостоятельная работа обучающихся в парах или группах, выполняющих одинаковые или разные задания (по вариантам), направленные на получение более широкого круга информации всем классом.

   

Урок - творческая лаборатория по теме "Радиоактивность"

(11 класс)

Цель данного урока - формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении темы "Радиоактивность".

Форма урока - творческая лаборатория - позволяет обучающимся выпускного класса приобщиться к основным навыкам исследовательской работы, что поможет при дальнейшей учебе в высших учебных заведениях.

Ведущий метод - проблемный. Он реализуется в ходе формулирования основной проблемы урока: "Почему радиоактивность мы применяем широко, несмотря на ее негативное воздействие на организм человека?"; при изучении влияния радиоактивности на организм человека, периоде полураспада радиоактивных изотопов.

Метод моделирования используется при изучении понятия "период полураспада".

Модельный метод - при знакомстве с типами радиоактивного распада (альфа-; бетта-).

Логико-смысловая модель - основа конспекта урока и средство систематизации получаемых и имеющихся знаний обучающихся.

Интерактивные средства позволяют использовать в качестве демонстрационного материала анимационные модели альфа- и бетта-распада, позволяют динамично заполнять ЛСМ по мере пополнения банка данных.

 

 Урок - творческая лаборатория по теме "Мыла" (10 класс)

Цель данного урока - формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении темы "Мыла".

Форма урока - творческая лаборатория - наиболее органично итегрирует в себе все составляющие методы исследовательской технологии и позволяет отойти от классического стереотипного изучения органических веществ, тем самым активизируя творческую активность обучающихся.

Проблемный метод - ведущий, поэтому используется на этапе формулирования проблемы на основе классического мультипликационного фильма "Мойдодыр", при рассмотрении возможности влияния мыла на организм человека и его роли в нарушении поверхностного натяжения воды.

Модельный метод применется при изучении строения молекул мыла и его моющей способности.

Метод решения исследовательских задач позволяет выяснить состав мыла на основе результатов эксперимента.

В итоге, в течение урока школьники самостоятельно определяют для себя проблемный вопрос «Почему мыло моет?» и находят на него несколько взаимосвязанных ответов: «Потому что молекула мыла имеет полярное строение, вследствие чего мыло уменьшает поверхностное натяжение воды и выталкивает частички грязи с поверхности субстрата».

 

  

 

 

 

 

             (фотоматериал урока)

 

Урок - исследование по теме "Ионное произведение воды. Водородный показатель" (11 класс)

Цель: формирование знаний обучающихся о водородном показателе и навыков применения полученных знаний в повседневнйо жизни.

Урок основан на работе разноуровневых груп, состав которых определяется в зависимости от результатов психологического анализа и наблюдения учителя за некоторыми личностными осоебенностями обучающихся класса.

В рамках урока прослеживаетяс 3 основных этапа: вывод определения и формулы ионного произведения воды; работа с водородным показателем, определение рН водных образцов из разных районов города.

Урок - исследование по теме "Карбоновые кислоты" (10 класс)

Цель: ознакомление обучающихся с разнообразием представителей данного класса, изучение общих черт строения, классификации, номенклатуры, физических свойств  и областей применения карбоновых кислот на основе имеющихся у школьников знаний о некоторых особенностях наиболее распространенных карбоновых кислот, результатов лабораторных опытов, теоретических и практических исследований.

В рамках исследовательской технологии используются такие методы как метод "Учимся вместе" (основан на работе разноуровневых групп, каждая из которых получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Внутри группы школьники самостоятельно определяют роли каждого, обеспечивая таким образом мотивацию обучения и рефлексию деятельности); "Решение исследовательских задач" для сравнительной характеристики физических свойств карбоновых кислот; проблемный (при изучении зависимости силы кислот от строения их молекулы).

 

 

 

 

 

 

           (видеофрагмент урока)               (фотоматериал урока)

 

Урок - исследование "Физические и химические явления" (8 класс)

Цель урока: закрепление понятий "физические" и "химические явления", условий и признаков протекания химических реакций на основе имеющихся у обучающихся знаний о разновидностях явлений.

Основная форма работы - разноуровневые группы постоянного состава с учетом личностных особенностей обучающихся.

Основные методы, используемые на уроке: метод решения исследовательских задач, "Учимся вместе", проблемный.

 

Урок - творческая лаборатория по теме "Ионная связь"

(11 класс)

Цель урока - формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении темы "Ионная связь".

Данный урок - закрепляющий, основан на знаниях выпускников, полученных при изучении курса химии 8 - 10 классов. Поэтому основные приемы - решение проблемных вопросов.

Ведущий метод - проблемный. В ходе урока обучающиеся выявляют противоречие между хорошей растворимостью веществ с ионной связью и и ее прочностью и отвечают на проблемный вопрос, рассматривая структуру, свойства и механизм растворения веществ в воде.

 

 

 

 

 

 

         (фотоматериал урока)

 

Урок - исследование "Химия волос" (11 класс, профильный уровень)

Цель урока - формирование исследовательской компетенции обучающихся на основе изучения структуры, свойств волос, влияния на них растворов различной среды.

Урок межпредметный, поскольку базируется на знаниях обучающихся курса биологии.

Модельный метод используется на стадии ознакомления с химической структурой волос.

Проблемный метод позволяет ответить на проблемный вопрос "Какая среда раствора наиболее опасна для волос?".

Метод решения исследовательских задач используется при изучении влияния воды на структуру волос.

Урок - исследование со средствами интерактивной доски по теме "Вода - самый хороший растворитель" (8 класс)

Цель: формирование эко-валеологической и исследовательской компетенции обучающихся в ходе изучения растворительной способности воды, классификации и физико-химических свойств растворов.

Форма урока: урок - исследование с использованием интерактивной доски.

Проблемный вопрос «почему воду с растворенными в ней веществами мы все равно называем водой?» формулируется обучающимися. Учитель выстраивает логическую линию решения проблемы. В ходе теоретического поиска, лабораторных опытов, демонстрирования анимационной модели, решения исследовательской задачи обучающиеся получают несколько ответов:

- вода - дефицитное вещество, хотя на Земле это самое распространенное вещество;

- вода - хороший растворитель;

- не все вещества хорошо растворяются в воде;

- воды - полярный растворитель и растворяет полярные молекулы;

- вода - вещество, необходимое для человеческого организма.

 

 

 

 

 

 

         (фотоматериал урока)

 

Урок - поиск по теме "Алюминий" (9 класс)

Цель урока - изучение строения атома алюминия, его химических свойств, выявление взаимосвязи между физическими свойствами и областями использования данного металла, выяснение способа его получения на основе имеющихся у обучающихся знаний.

В ходе урока обучающимся предлагается определить возможную химическую активность указанного металла, исходя из его расположения в электрохимическом ряду напряжений. Получается, что алюминий – один из наиболее активных металлов. Далее учитель переходит к областям применения алюминия. Здесь совместно со школьниками выясняется, что это один из самых востребованных материалов. Учитель предлагает сформулировать проблему (противоречие), которая, по мнению воспитанников, просматривается: «Почему (каким образом) активный металл может так широко использоваться в чистом виде, не подвергаясь коррозии и другим процессам химического взаимодействия?». Данная проблема решается через комплекс теоретических и практических (экспериментальных) средств.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz